ЕГЭ в России

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — формат итоговой аттестации для школ, лицеев и других средних учебных заведений. Фактически это одновременно выпускной экзамен для школы и вступительный — для вуза. ЕГЭ проводятся по всем основным предметам: математике, физике, химии, русскому и иностранным языкам, биологии, информатике. Первый раз сдавали ЕГЭ в России в качестве эксперимента еще в 2001 году. Но сразу ввести его на все территории страны не получилось. Пришлось внести множество изменений, пока единый госэкзамен стал устраивать хотя бы большинство учеников и преподавателей.

В 2023 году уже исполнилось 22 года как начали сдавать ЕГЭ в России. Давайте разберемся, когда ЕГЭ был выбран в качестве единственного формата аттестации, почему это было сделано, какие плюсы и минусы есть у госэкзамена, а также как менялся его формат.

Откуда в Россию пришел ЕГЭ — мировая практика

Перед тем как разбирать, с какого года ввели ЕГЭ в России, и подробно изучать историю внедрения такого формата аттестации, нужно обратить внимание, что сама по себе идея единого государственного экзамена не была новой. Подобная практика была широко распространена в других странах:

  • США. Аналог российского ЕГЭ — академический оценочный тест (SAT) впервые провели в 1901 году. Тест разрабатывает неправительственная организация College Board. С 1959 года в США также проводится тест ACT (American College Testing). Сейчас ACT чаще сдают школьники в южных штатах и Среднем Западе, а SAT более популярен в прибрежных учебных заведениях. Все колледжи и университеты с четырьмя годами обучения принимают результаты ACT и SAT, но у абитуриентов могут попросить и дополнительные сведения об успеваемости.
  • Китай. Общие для всех китайских выпускников экзамены называются гаокао. Впервые они прошли в 1952 и проводились до 1965, а затем были возобновлены в 1977 году. Проходят испытания в течение 2-3 дней. В экзамен включают 3 обязательных предмета: математика, китайский и иностранный язык. Остальные предметы могут быть разными в зависимости от региона, направления обучения (гуманитарное, техническое) и т. д.
  • Великобритания. Выпускные экзамены в старшей школе одновременно являются вступительными в вуз и называются A-level. Обычно студенты изучают в старшей школе 3–4 предмета, необходимых для поступления в университет, по которым затем и сдают экзамен. Но система допускает выбирать и большее число дисциплин. A-level признают не только все университеты Великобритании, но и некоторые вузы в США и других странах.
  • Германия. После окончания обучения в гимназии или в объединенной школе по программе гимназии. Ученику нужно пройти аттестацию по 4 предметам и получить аттестат Abitur. Этого документа достаточно для поступления во многие университеты страны, однако престижные вузы могут проводить собственные вступительные испытания.

Есть собственные аналоги ЕГЭ и в других европейских странах. Например, во Франции он называется BAC (baccalaureat) и предлагается в 3-х варианта по разным направлениям. В Австрии, Польше, Чехии и многих других европейских странах школьники сдают экзамен на получение аттестата зрелости (Matura) и его же результаты используются при поступлении в вуз.

Как и когда ввели ЕГЭ в России

Филиппов Владимир Михайлович - автор введения ЕГЭ в России
Филиппов Владимир Михайлович — автор введения ЕГЭ в России

Однозначно сказать, с какого года сдают ЕГЭ в России сложно. Переход на единый экзамен был постепенным. Первые прообразы системы стали появляться еще в 1997 году. Именно тогда в МПГУ им. В. И. Ленина открыли Центр тестирования, а также сдать экзамен в тестовом формате предложили ученикам нескольких московских школ.

Читать еще:  Все что нужно знать о ЕГЭ в 2024 году

Официально автором введения ЕГЭ считается Владимир Филиппов, занимавший пост министра образования в 1998–2004 годах. Он выступал за присоединение России к Болонскому процессу, а также активное внедрение новых образовательных стандартов. Непосредственно за реализацию проекта единого государственного экзамена отвечал Владимир Хлебников.

Главная причина, почему ввели ЕГЭ — устаревание классической пятибалльной системы оценок. Она не позволяла эффективно оценить знания учеников, а требования в разных школах и вузах существенно отличались. В результате в престижные университеты поступить могли далеко не все даже одаренные дети.

По замыслу авторов введение ЕГЭ должно было решить сразу несколько задач:

  • помочь в борьбе с коррупцией в школах и вузах;
  • повысить эффективность оценки знаний выпускников;
  • сделать высшее образование в лучших университетах доступным для детей из регионов.

Авторы идеи прекрасно понимали, что невозможно внедрить ее сразу на все территории России и не столкнуться с проблемами или подводными камнями. Именно поэтому был выбран поэтапный план реализации проекта.

Первый ЕГЭ в России в качестве эксперимента провели в 2001 году в Чувашии, Марий Эл, Якутии, а также в Самарской и Ростовской областях. В тестировании участвовало около 30 тыс. учеников, а результаты единого экзамена принимали всего 50 вузов.

Уже в 2002 году в эксперименте участвовали уже 8400 школ из 16 регионов РФ, а результаты экзамена принимались 117 вузами. В 2003 году ЕГЭ провели уже в 18500 школ из 47 субъектов РФ, а количество университетов, принимающих результаты тестирования, возросло до 245. Перечень предметов при этом менялся в зависимости от региона, а в 11 областях и республиках выпускники сдавали сразу все 9 предметов школьной программы.

В Министерстве оценили скорость распространения единого государственного экзамена и решили форсировать его внедрение. Был даже выбран год введения ЕГЭ в России в качестве обязательной и единственной возможной формы аттестации. Планировалось, что это должно произойти уже в 2004 году. Но ситуация развивалась иначе. После анализа результатов проекта за 2003 год была обнаружена масса проблем с организацией экзамена, обработкой результатов, подачей апелляций и другими моментами. В итоге эксперимент было решено продлить.

Второй этап внедрения ЕГЭ продлился 3 года. За это время к проекту присоединилось Министерство обороны, начавшее принимать курсантов в военные вузы по результатам единого государственного экзамена, само тестирование стало проходить в 2 этапа, появилась возможность для выпускников поступать сразу в несколько вузов, а также усовершенствована процедура итоговой аттестации. Активно присоединялись к ЕГЭ новые регионы и учебные заведения. Если в 2004 году единый экзамен сдавали 65 субъектов России, то в 2006 — уже 79. Дольше всех отказывалась от участия в эксперименте Нижегородская область.

Бланки ЕГЭ в России
Бланки ЕГЭ

Несмотря на все успехи, завершить эксперимент в 2006 году также не удалось и сроки введения ЕГЭ в качестве единственной формы итоговой аттестации вновь сдвинули. Теперь на 2008 год. ЕГЭ-2008 сдавали уже более 1 млн выпускников из 92 регионов, а прием по результатам экзамена вели 1650 вузов и 2000 ссузов. Но единый экзамен все еще не был общероссийским и единственным возможным вариантом итоговой аттестации. Именно из-за этого часто возникает путаница с ответом на вопрос, в каком году ЕГЭ стал обязательным.

На самом деле поправки в законодательство, сделавшие единый государственный экзамен обязательным для всех, вступили в силу только 1 января 2009 года.

Читать еще:  Как успешно подготовится к ЕГЭ по физике 2024

В ЕГЭ-2009 произошло множество изменений:

  • единый экзамен стал обязательным даже для тех, кто не собирается поступать в вуз;
  • для получения аттестата достаточно сдать 2 экзамена, а для поступления в вуз — 4;
  • перед тем как сдавать ЕГЭ, с 2009 года нужно написать на положительную оценку сочинение и итоговую контрольную по математике.

В 2009 году баллы ЕГЭ перестали влиять на итоговые оценки в аттестате и их пересчитывать в привычные оценки. Но даже введение единого экзамена в качестве обязательного не остановило процесс постоянной доработки заданий и процедуры сдачи.

В 2013 случилась масштабная утечка экзаменационных заданий. Из-за чего появилось множество «липовых» стобалльников. Из-за этого с 2014 года произошло увеличение количества вариантов, они стали разрабатываться отдельно для каждого часового пояса, кроме того, в аудиториях и коридорах стали внедрять систему видеонаблюдения.

С 2017 года из единого государственного экзамена постепенно стала исчезать тестовая часть заданий. Участникам стали предлагать вписать ответ, а не выбрать один из предложенных вариантов.

В 2019 году ЕГЭ стал основной формой итоговой аттестации для выпускников в Крыму. В этом же году школьников обязали в заявлении на участие в экзамене указывать уровень заданий по математике: базовый или профильный.

В 2020 году пандемия принесла серьезные изменения в процесс сдачи ЕГЭ. Сдавали госэкзамен только те, кто собирался продолжить обучение в вузе. Остальным же выдали аттестаты без прохождения итоговых испытаний. При этом сам процесс также серьезно изменился. Впервые для проведения госэкзамена привлекли более 12 тыс. медицинских сотрудников, а учителей и наблюдателей обязали надеть маски и перчатки. Ограничения сохранили в 2021 году, отменили их только к ЕГЭ-2022.

Активнее в 2020 году стали использовать также искусственный интеллект для борьбы со шпаргалками. Сколько лет ЕГЭ в России существует, столько есть и желающие получить дополнительные баллы нечестными способами. Использование нейросетей позволило выявлять подозрительные предметы в автоматическом режиме. Человек подключается к наблюдению, только если поведение школьника компьютеру показалось подозрительным. Но окончательное же решение — удалять или нет ученика, пока остается за членами комиссии.

Плюсы и минусы введения ЕГЭ в России

Минусы и плюсы введения ЕГЭ в России

Преимущество единого госэкзамена в полном исключении предвзятого подхода при оценке итоговых работ. Есть у ЕГЭ и другие плюсы:

  • У школьников из провинции стали выше шансы на поступление в престижные вузы. Шансы на поступления у всех теперь одинаковые. Демократизации также помогло внедрение единых учебников.
  • Упрощенное поступление. Фактически выпускные и вступительные экзамены объединены. А также абитуриенты получили возможность подавать документы сразу в несколько учебных заведений. В 2023 году выпускник может участвовать в конкурсе на поступление максимум по 5 специальностям. При этом по-прежнему действует ограничение и документы можно подать максимум в 5 вузов. Но можно одновременно подать на одну и ту же специальность в одном учебном заведении заявления на поступления как на бюджет, так и на платной основе. Также нет ограничений по выбору формы обучения (очная, очно-заочная, заочная).
  • Противодействия коррупции. ЕГЭ организовано так, что никто не может сказать, что результаты его куплены. А госэкзамен по информатике с 2021 года и вовсе сдается на компьютере и проверяется автоматизировано.

Еще одно достоинство ЕГЭ — снижение стрессовой нагрузки. Выпускникам не приходится отдельно сдавать вступительные экзамены и еще раз испытывать стресс, из-за которого легко забыть часть материала. Если при этом ученик еще активно готовится к итоговым испытаниям, то и их сдача пройдет без лишней нервотрепки.

Но есть у единого госэкзамена и минусы:

  • Обесценивание школьного образования. Часто основной задачей учителей становиться «натаскивание» на сдачу ЕГЭ. Неудивительно, что в этой ситуации необходимость посещения школы вызывает сомнения, ведь подготовиться к госэкзамену легче и комфортней на стороне.
  • Падения уровня подготовки к вузу. Стремление «натаскать» ученика на сдачу единого экзамена приводит к тому, что остальным аспектам обучения уделяется мало внимания. Уменьшение числа испытаний также не способствует повышению уровня подготовки будущих студентов.
  • Судьбоносность. ЕГЭ придают слишком большую важность. Результаты испытаний не только влияют на дальнейшую судьбу выпускника, но и служат оценкой труда учителей, а с недавних пор результаты региона по единому госэкзамену — один из критериев оценки работы губернатора.

Часть экспертов также сомневается в объективности ЕГЭ. Этот формат не предусматривает проведения дискуссий, а правильные ответы на вопросы часто можно найти просто методом логического исключения.

Скандалы, судебные разбирательства и идея отмены ЕГЭ

Скандалы ЕГЭ

Внедрением ЕГЭ в России оказались довольны далеко не все. И если руководство Нижегородской области убедить присоединиться к новому формату удалось, то не все родители оказались готовы смириться с ним. В результате группа инициативных родителей школьников подала иск к Минобрнауки России с требованием об отмене приказа, сделавшего ЕГЭ единственной формой итоговой аттестации. В 2009 году это дело дошло до Верховного суда. Высшая судебная инстанция отклонила требование родителей и подтвердила законность ЕГЭ в качестве выпускного экзамена в школе.

Весной 2009 года Верховный Суд РФ рассматривал также иск об отмене части правил ЕГЭ, не позволяющих проводить итоговые испытания по неязыковым предметам на языках народов России. Высшая инстанция также отклонила требований заявителей, фактически указав, что проведение (итоговой) аттестации на русском языке учащихся, обучающихся на родном языке, не является дискриминацией.

Скандалы вокруг ЕГЭ тоже не редкость:

  • Весной 2010 года в Ростовской, Саратовской областях, Пермском крае, Дагестане и других регионах расследовались дел о нарушениях при сдаче ЕГЭ. Учителя предлагали услугу по сдаче экзамена от имени ученика. В результате было задержано по меньшей мере 70 педагогов.
  • В 2013 году школьники с Дальнего Востока выложили в интернете бланки ЕГЭ с ответами. Из-за разницы в часовых поясах ученики других регионов РФ, могли воспользоваться этой информацией для повышения балла. На скандал обратил внимание премьер-министра Дмитрий Медведев. В результате результаты ЕГЭ некоторых учеников в Белгородской области были аннулированы.
  • В 2018 году Рособрнадзор подал иск в суд к известному педагогу и создателю сайта Решу-ЕГЭ Дмитрию Гущину из-за выложенных в сеть экзаменационных задач по математике и химии, которые уже до этого распространялись в интернете.

Еще один скандал произошел в 2018 году в Новосибирске. Выпускник гимназии №4 подал иск к региональному Министерству образования из-за того, что его ответ на экзамене эксперты признали неверным из-за ссылки на учебник Высшей школы экономики, отсутствующий в списке рекомендованных для изучения в школе. В удовлетворении требований школьнику отказали, но у противников единого госэкзамена появился довод против него.

Периодически скандалы и судебные разбирательства приводят к тому, что идею о полной или частичной отмене ЕГЭ начинают обсуждать даже в высших эшелонах власти. В 2014 году Дмитрий Ливанов, занимавший пост министра образований, заявил о планах с 2015 года вернуться к устным экзаменам по гуманитарным предметам. Однако этого не случилось, а занявшая пост руководителя Минобразования в августе 2016 Ольга Васильева заявила о том, что ЕГЭ никто отменять не будет, а вместо этого будут продолжены реформы системы образования.

Похожие записи